Тем не менее, в течение последних двадцати лет рак предстательной железы стал образцом заболевания, показательным в отношении эффективного излечения при своевременной диагностике.
Частота заболеваемости раком предстательной железы постоянно растет. В западных индустриально развитых странах эта опухоль является второй по частоте у мужчин после бронхогенной карциномы легких.
Например, по данным германских исследователей, среди 10 миллионов немецких мужчин в возрасте между 50 и 75 годами около 30% имеют документированный повышенный риск рака простаты.
Среди этих трех миллионов мужчин опухоль обнаруживается едва ли не случайно «только» у 40 тысяч человек в год.
США являются страной, где наиболее часто встречается карцинома предстательной железы – с существенным преобладанием афроамериканцев среди заболевших. У этих больных рак простаты оттесняет бронхиальную карциному с первого места в шкале причин летальных исходов.
В ФРГ в 2003 году выявлено около 26 тысяч новых случаев рака простаты. Смертность от этого заболевания в течение последних 25 лет увеличилась на 16%.
Летальность, обусловленная непосредственно опухолью, в настоящее время составляет около 30%.
В ФРГ рак предстательной железы является третьей по частоте причиной смерти среди мужчин. В новых федеральных землях ситуация сходная.
В Австрии рак простаты является самой частой злокачественной опухолью у мужчин и наиболее частой причиной смерти от злокачественных заболеваний.
В Швейцарии частота рака предстательной железы стоит на втором месте после рака легких – ежегодно там фиксируется около трех с половиной тысяч новых случаев заболевания и около полутора тысяч смертей, обусловленных раком простаты.
Поскольку нет научных доказательств тому, что возникновению рака простаты предшествуют предрасполагающие заболевания (в отличие от рака легких), определить относительную вероятность заболевания у мужчин в возрасте 50-80 лет не удается.
Если же в качестве фактора риска рассматривать только возраст пациента, то кумулятивная вероятность того, что в течение жизни мужчины разовьется заболевание, такова:
Применение PSA-скрининга (Prostate Specific Antigen) наиболее существенно увеличивает частоту раннего обнаружения рака простаты у мужчин в возрастной категории от 50 до 60 лет. Такое смещение пика частоты диагностированного заболевания из возрастной категории старше 70 лет позволяет говорить, что «диагноз рака предстательной железы молодеет».
В том случае, если у практически здорового мужчины в возрасте между 50-ю и 70-ю годами обнаруживается локальный ограниченный очаг карциномы простаты, и этот пациент не получает терапии, вероятность его смерти через 10 – 15 лет от опухоли чрезвычайно велика.
Увеличение частоты заболеваемости можно также объяснить увеличением продолжительности жизни мужчин – на 20 лет за прошедшие семь десятилетий.
Кроме того, увеличение частоты обнаруженных de novo опухолей есть результат активной диагностической тактики с применением современных возможностей раннего скрининга посредством использования сывороточного маркера опухоли PSA .
В то время как влияние гормонального статуса пациента и экзогенных факторов (канцерогенов) на увеличение частоты злокачественного перерождения тканей простаты уже доказано, образ жизни и питания представляются все более вероятными кофакторами этого процесса.
До недавнего времени статистические данные демонстрировали пик заболеваемости карциномой простаты после 65 лет. Заболевание считалось опухолью пожилого возраста.
Сегодня показано, что на шестом десятилетии жизни увеличивается доля клинически бессимптомных опухолей.
До 70% случаев карциномы на ранней стадии, ограниченной пределами органа, могут быть выявлены только на основании увеличения уровня маркера PSA, ассоциированного с опухолью.
В странах юго-восточной Азии составляет менее 10 случаев на 100.000 мужчин в год. Этот показатель является наиболее высоким в западных индустриально развитых странах, прежде всего среди чернокожего американского населения – более 100 случаев 100.000 мужчин в год.
Центральная Европа занимает среднюю позицию, где риск заболевания раком простаты равен 40/100.000. Существенно реже рак простаты встречается в южной Европе – Италии, Испании, Португалии и Греции.
Актуальная в настоящее время теория пролиферации клеток предстательной железы, усугубляющейся с возрастом до гиперплазии и/или карциномы, заключается в следующем:
Исследования in vitro обнаруживают множество различных ростовых факторов в «стареющей» простате. Они действуют опосредованно через изменение активности андрогенов и эстрогена в эпителии и строме. До практического использования таких ростовых факторов как Transforming Growth Factor (TGF α/β), Epidermal Growth Factor (EGF), Fibroblast Growth Factor (FGF), в качестве средств «против старения» простаты сегодняеще далеко.